
Интервью

Елена Воробей: искусство жить
18 марта 2013 г.
Очень плохоНетак плохоСреднеХорошоОтлично
Мои друзья часто спрашивают, какой артист в реальной жизни, что во время интервью меня удивило, что понравилось в человеке, а что нет. В сегодняшней нашей героине меня поразила ее открытость. Эта хрупкая женщина, сумевшая занять свое место в мужском юмористическом мире, не боится честно и искренне давать интервью: не отвечать заученными и красивыми фразами, а делиться мыслями и переживаниями. Елена Воробей — пародист, актриса и певица. Заслуженная артистка России, сумевшая добиться успеха вопреки многим обстоятельствам благодаря своему трудолюбию, таланту и целеустремленности.
ЛОВИСЬ, РЫБКА!
Елена, соскучились по рыбалке за зиму?
— Да, конечно. Подводной рыбалкой я не увлекаюсь, а вот весну жду с нетерпением, чтобы помимо всего съездить за город и порыбачить. Меня это успокаивает и даже вдохновляет!
Рыбалка, бильярд — кто привил любовь к этим мужским занятиям?
— Папа всегда брал меня всегда с собой и научил рыбачить. Сейчас у меня уже есть сундучок с хорошими снастями, наживками, прикормом. Именно на рыбалке могу не только отдохнуть по-настоящему, но и что-то сочинить. Недавно ездила на один день в Подмосковье, где мы с друзьями наловили около 30 увесистых карпов. Что-то скушали там, сварили уху на костре, остальное разделили поровну и отвезли по
домам. В ближайший выходной я устроила дома званый ужин — приготовила для родных и друзей рыбу в разном виде.
Вы рассказывали, что в детстве во дворе были заводилой, могли всегда за себя постоять, а какие отношения были с одноклассниками?
— Дружеские и деловые.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Когда поняли, что хотите стать артисткой?
— В детстве, мой первый актерский успех был в возрасте 10 лет. Мы с друзьями решили поставить детский спектакль. Артистами были мои сверстницы, десятилетние девчонки со двора. Драматургия простая: король, королева, принц, принцесса, баба-яга. Нашими зрителями стали воспитанники детского сада, который находился в соседнем дворе. Помню, перелезла через забор, подошла к заведующей и предложила наши услуги. Бесплатно, за компот. У нас состоялся худсовет: воспитатели, нянечки, бухгалтерия вместе с заведующей посмотрели наш номер и одобрили. Это стало нашим первым выступлением для зрителей. Потом мы все вместе попили компот, поели булочки и получили удовольствие от первой премьеры в жизни.
Вы поступили в Ленинградский театральный институт только с третьей попытки. Что больше стимулировало — желание самореализоваться или стремление доказать всем, что добьетесь своего?
— Желание добиться своего и самореализоваться! Я поставила перед собой цель и знала, что добьюсь ее. Да, не все в этой жизни дается так легко и просто, по щелчку, — надо много-много работать. Даже если кому-то удалось сразу поступить в желаемый вуз, это не значит, что главные сложности позади. Наоборот, все только начинается!
Это правда, что вы подделали свой паспорт при поступлении в институт? А кто помог это сделать в те годы 16-летней девочке?
— 20-летней девочке! Я понимала, что шансов с каждым годом все меньше и
меньше. Первый раз не поступила. Во второй раз родители отказались финансировать эту аферу: «Дочь, ну теперь ты убедилась, что у простых людей шансов нет? Куда ты суешься? У тебя папа — сантехник!» Но я упорствовала и пошла работать, чтобы было на что летом ехать в Ленинград. К тому же я ведь пыталась скрыть от приемной комиссии, что мне уже 20 лет. Меня припугнули, что в творческие вузы с охотой берут только тех, кто только-только окончил школу, и я решила подстраховаться — воспользовалась, как говорится, связями. Мне раздобыли поддельное свидетельство о рождении. Я решила на этом не останавливаться и получить еще и новый паспорт, в котором было бы написано, что мне только-только исполнилось 16. Пошла сдавать документы в милицию, где несколько лет назад уже получила паспорт. Мне никто не сказал, что там идет учет! Подарила цветы тете-милиционеру, коробку конфет, чтобы ускорить процесс. Велели прийти через три дня. Когда я явилась за паспортом, меня уже ждал наряд милиции. Меня хотели посадить за подделку документов. К счастью, женщина-милиционер оказалась знакомой моих родителей и, когда она поняла, ради чего я пошла на «преступление», сменила гнев на милость: «Ну что, артистка, ладно, отпущу тебя, ступай с Богом. Но если когда-нибудь станешь действительно известной артисткой, передай мне привет!» Вот, пользуясь случаем, передаю ей привет и низкий поклон за то, что тогда не наказала по всей строгости закона.
ГРАНАТОВАЯ СЛАВА
У вас были особые отношения с дедушкой, именно он уговорил ваших родителей не уезжать на ПМЖ в Израиль. Как вы думаете, на тот момент дедушка понимал, что вам будет лучше на Родине, или ему просто не хотелось расставаться с семьей?
— Он хотел, чтобы я получила образование в СССР, стала учителем музыки. Я хорошо училась, и он возлагал на меня большие надежды!
Тем не менее, вам пришлось пережить два серьезных переезда — сначала из Бреста, а потом и из любимого Петербурга. Сейчас вы можете со стопроцентной уверенностью сказать, что у вас есть дом, где вам уютно, где
вы чувствуете себя спокойно?
— Конечно, есть, и комфорт его заключается в первую очередь в том, что в этом доме рядом со мной самые родные и близкие люди: мои родители, дочка Соня, сестра Наташа и ее семья! Я люблю путешествовать, смотреть новые страны, изучать языки и культуру, но уехать навсегда из России я бы не хотела. Мне кажется, я через неделю завою от тоски и спокойствия, которым живет и дышит заграница.
Мы все знаем, что вы прекрасно поете, но для меня стало открытием, что в 1993 году вы стали обладательницей Гран-при всероссийского конкурса «Ялта — Москва — Транзит» и выиграли поездку в Сан-Ремо. Почему вы решили участвовать в этом конкурсе?
— Потому что этот конкурс тогда был на пике популярности — отличная возможность проверить себя, выступить на публике, заявить о себе. Артист всегда должен чем-то заниматься, когда карьера только начинается, — надо не бояться, а ездить на конкурсы и фестивали. Вот и моя практика показала, что я не зря отправилась туда! Первое ощущение известности было и приятное, и смешное одновременно. Это было после победы на конкурсе «Ялта — Москва — Транзит», где я стала обладателем нескольких наград — Гран-при и приза зрительских симпатий.
Меня начали узнавать на улицах Санкт-Петербурга, брали автографы. Было щекотание где-то в области груди, что я всего за четыре дня, которые длился конкурс, стала известной личностью. А смешное потому, что через месяц меня стали забывать и произошел такой забавный случай. Я зашла в магазин, женщина-продавец, увидев меня, воскликнула: «Ой, а я вас узнала!» Моя первая мысль: «Ну вот, если продавцы узнают, то это настоящая народная любовь!» Продавец продолжала: «Это вы?» Я с гордостью ответила: «Да». Она: «Это вы у меня на прошлой неделе все гранаты понадковыривали?» А ведь это действительно была я. Не могла я себе позволить купить червивый гранат! В магазине их не раскрывали, и я пошла на хитрость: надо надломить хвостики, и если увидите там паутинку, то гранат червивый. Ну вот я ей все и пообламывала в поисках лучшего.
После такого успеха не возникло желания стать профессиональной певицей?
— Заниматься только пением — нет, я мечтала быть артисткой. А для этого надо уметь и петь, и танцевать, и обладать актерскими данными! Я ж из периферии, у нас там свои представления о красоте: мне казалось, красиво петь дурным, сжатым, «народным» голосом. И я голосила «Красно солнышко»! Проходила кастинги, поступая в театральный вуз, с этой песней, но меня ни один преподаватель по вокалу в свой класс брать не хотел. Думали, я только таким дурным голосом могу голосить. Потом оказалось, что мне по плечу спеть и что-то из репертуара Пугачевой, и Ротару, и всех остальных звезд российской эстрады. Очень любила джаз. И как-то незаметно оказалась самым поющим человеком на курсе, что стало, надо сказать, большим открытием для моего мастера Исаака Штокбанта. К нам на экзамен по вокалу послушать студентку Лебенбаум приходил весь институт!
Ваши родители долго не верили в то, что вы добьетесь своего. Когда они поняли, что ошибались?
— Они просто переживали! Все-таки нестабильная это работа, и что за профессия такая — «артистка»? Им хотелось, чтобы я имела профессию, трудилась в какой-нибудь фирме. Когда они увидели, что у меня все начинает получаться в выбранной сфере, то обрадовались!
НЕ ПРОСТОЙ ЭКЗЕМПЛЯР
Никита Ефремов, например, в одном интервью сказал, что никогда бы не стал играть Христа. У вас есть роли-табу?
— Никогда не зарекаюсь ни от чего, ничего не чураюсь, но для меня очень сложен вопрос о выступлении в стиле «ню». С другой стороны, это тоже может быть каким-то художественным образом выражения идеи режиссера. Актер — человек подневольный, поэтому и выходит внутренний ценз и авторитарность. Важно доверять режиссеру — тогда можно смело идти на эксперимент!
Часто ли вы спорите с режиссером? Готовы ли идти до конца, чтобы отстоять свое мнение?
— В первую очередь я смотрю по результатам: если у режиссера за плечами сценические удачи, то все споры ни к чему, это лишняя потеря времени. Лучше больше репетировать. Но я, признаюсь честно, не простой «экземпляр» в плане работы, иной раз бываю крайне дотошна. Мне обязательно нужно докопаться до сути образа, персонажа, понять, какую информацию тем или иным действом режиссер хочет передать через актера. Ведь мы, артисты, — инструмент, а режиссер дирижирует нами. Поэтому именно от него зависит, будет это какофония или полифония.
Тимур Бекмамбетов на своей страничке в Интернете как-то высказался касательно ремейков: «Зрители ругают ремейки, потому что боятся, что их ожидания будут обмануты. А смотрят, потому что хотят, чтобы их ожидания обманулись, только в лучшую сторону». Как вы относитесь к этому явлению?
— Пусть снимают, раз есть такая тяга. Мне просто жаль, что новых идей гораздо
меньше. Или на пути их создания возникает слишком много препон, раз лоббируют простые ходы. Не забывайте, что сейчас нередко фильм просто раскрашивают — поэтому зачем снимать?
Предлагали ли вам роли в подобных проектах?
— Нет.
Кого из известных киногероев вам бы хотелось сыграть, скажем так, на свой лад?
— Мол из фильма «Начало» Кристофера Нолана. Очень сильно прописана линия героини: все сложно, тонко, хрупко. Она словно все на себе тащит. Много смешного и трогательного — в этом столько актерской судьбы…
Вы верите в актерские приметы?
— Я была в США с гастролями, и кто-то из принимающей стороны перед моим выходом на сцену произнес: «Break a leg!», что переводится как «сломай ногу». Я удивилась, думаю: «За что это вы так со мной?!» А оказалось, что это аналог нашей фразы «ни пуха ни пера»! Выступление прошло хорошо. Но вообще к приметам я отношусь с улыбкой.
24 ЧАСА ОДИНОЧЕСТВА
— Вы успеваете следить за развитием карьеры своих коллег?
— Да я за собой-то следить порой не успеваю. Даже в парикмахерские и на массаж хожу не в «модные» столичные заведения, а туда, где у меня гастроли. Люди, встречая меня в парикмахерской в маленьком городе, удивляются невероятно.
Поэтому времени следить за карьерой коллег нет. Зато некогда завидовать — это важно для меня. Зависть — душевный паразит.
Кто является режиссером ваших номеров?
— Елена Воробей
У вас огромный опыт работы на сцене, в кино, в различных программах. Никогда не было желания снять свой юмористический фильм или, может, ситком?
— Я думала над этим, но, скорее, не ситком, а артхаусный фильм про одиночество публичного человека. Это со стороны кажется, что у представителей шоу-бизнеса праздник 24 часа в сутки! Но поверьте, именно эти люди чаще чувствуют себя одинокими и незащищенными. Им есть о чем погрустить, даже когда они заканчивают рабочий день.
Как считаете, переквалификация из актеров в режиссеры — это своего рода профессиональный рост или больше прихоть?
— Убеждена, что каждый должен заниматься своим делом и бегать из профессии в профессию не есть правильно. Я же в режиссуре постоянно разминаюсь — большую часть юмористических номеров режиссировала сама. У нас нет как таковой эстрадной школы. Но вот когда актер становится режиссером, я не приветствую это. Хороших примеров по пальцам пересчитать. Да, это может быть одним из способов самовыражения, но какой будет результат? Режиссура — тонкая материя, которой, как и актерской профессии, надо учиться. А когда нахрапом берут камеру и хлопушку и начинают «моторить», у меня это вызывает недоумение. Большая часть материала, что я видела, — посредственные постановки, которые приносят удовольствие, наверное, только самому режиссеру. Поэтому нет сенсаций и громких открытий. Это также удивляет, как и тенденция, что певцы идут в актеры.
МУЖЬЯ И ЛЮБОВНИКИ
Недавно прочитала высказывание Фазиля Искандера: «Чтобы быть хорошим юмористом, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно — след, оставляемый обратным путем, и будет настоящим юмором». Что для вас настоящий юмор?
— То, что вызывает улыбку или смех. Все остальное должны судить критики. Кстати, это моя первая профессия — музыкальный критик. По второй — преподаватель, и лишь третье высшее — актерское образование. И знаете, это совершенно не давит на меня, наоборот, помогает абстрагироваться и посмотреть на одну и ту же работу разными глазами: критика, зрителя, режиссера и просто неординарного человека.
Основные проекты, в которых вы сейчас задействованы?
— Много времени уделяю театру, работаю в Санкт-Петербургском театре «Буф»; недавно состоялась премьера комедии положений «Любовь до гроба» Альдо Николаи. У меня там прекрасные партнеры — выпускники Петербургской театральной академии Андрей Федорцов и Семен Стругачев. Теперь я с шутками звоню им обоим: набираю первому, шучу, что «звоню мужу», второму — «любовнику». Такие у нас там роли. Еще спектакль «С любовью не шутят», и несколько пьес лежат на столе. Предложений очень много, но те проекты, в которых я сейчас задействована, настолько любимые, что я не могу ничем пожертвовать! К каждому лету обновляю свою эстрадную программу. Номер про родителей и детей с гаджетами, кстати, очень омолодил аудиторию в зале, появилось больше мужчин. Номер понравился разным возрастным категориям. Хороший юмор вне возраста. Новые пародии: Слава, Елка, группа «Банд’Эрос». Еще недавно прогремел проект «Голос», и я раздумываю, как бы показать это.
Дочь ходит на спектакли с вашим участием?
— Она видит, что я делаю. В Москве приходит, но чаще видит меня или по телевизору, или дома.
У нее есть любимая ваша роль?
— А вот это надо у нее спрашивать. Но я помню одну ее очень интересную реакцию. Однажды не узнала меня на фото и сказала: «Какой кошмар!» Я участвовала в
украинском проекте «Две звезды» и в рамках одного из выступлений была в интересном образе: мне сделали лысую голову и я надела мужской костюм. Когда фотографию оттуда увидела моя Сонечка, она подумала, что мужчина — из места лишения свободы, то есть из тюрьмы. И только увидев рядом Кирилла Андреева из «Иванушек», она подумала, что рядом должен быть кто-то знакомый, пригляделась и рассмотрела меня.
Говорят, что последний раз по-настоящему подружиться можно в институте, дальше уже обычные знакомства, приятельские отношения. Согласны с этим?
— Не согласна, завязывать дружеские отношения — это искусство, и оно не зависит от возраста, от среды обитания человека. Просто нужно уметь общаться, слышать, делиться знаниями и информацией. Если человек проявляет интерес к жизни и людям, то доступен для дружбы. Другое дело, что дружба (я уверена) — это не только умение общаться, но и человеческий кодекс. И этого часто не выдерживают отношения. Поэтому друзей много не бывает.
В вашей жизни было несколько ярких романов. Каждые новые отношения были гармоничнее предыдущих?
— Все индивидуально! Рядом другой человек — и ты сама другая.
Такое чувство, как любовь, у вас с каждым мужчиной было одинаковое или видоизменялось?
— Любовь — она единая для всех.
Какая ваша главная черта?
— Каждый человек многогранен и черт много. В зависимости от ситуации я бываю разной.
Планы на будущее?
— Семья, работа, новые проекты.
Пожелания читателям «Арт-Мозаики».
— Будьте счастливы каждый день!
БЛИЦ-ОПРОС:
Если бы завтра мне исполнилось 90 лет, я бы…
…собрала всех-всех родных и близких и мы бы покатались на воздушном шаре.
Если бы я была королевой Англии, я бы приняла закон о том…
… чтобы женщины получали титул, аналогичный «сэру».
Если бы я определяла, где должен находиться край света, то он был бы...
… на Северном полюсе.
ФАКТЫ
Настоящая фамилия — Лебенбаум (означает «древо жизни»).
Способности к пародированию проявились еще в школе: девочка безукоризненно подделывала вычурные подписи учителей, спасая от двоек одноклассников.
В 1988 году Елену с третьего раза зачислили на курс актерского мастерства Исаака Штокбанта. Удивительно, но на вступительных экзаменах Лена зарекомендовала себя как артистку «без голоса». «Не поет и не запоет» — таков был приговор мастеров.
Автор: Лада ТЭСФАЙЕ